Пятница, 3 мая, 2024

Солнечное электричество из космоса: технологически возможное, но слишком дорогое

Запущенный в июне 2023 демонстратор космической электростанции SSPD-1 прекратил свою работу уже в ноябре. Его разработчик, Калифорнийский технологический институт, недавно подвел итоги такого эксперимента. Демонстратор доказал, что технологии передачи электричества из космоса на Землю уже работают, но слишком дороги для широкого применения.

SSPD-1 являлся первым космическим прототипом проекта космической солнечной энергии Калифорнийского технологического института (SSPP) и был разработан, чтобы показать, что получение солнечной энергии, собранной на орбите, и передача ее обратно на Землю – это не просто концепция.

Испытательный стенд прекратил связь с Землей 11 ноября, и, хотя до коммерчески жизнеспособной концепции еще далеко, SSPD-1 продемонстрировал, что она действительно работает.

Ученые использовали микроволновую матрицу для низкоорбитального эксперимента по передаче энергии (MAPLE), чтобы передавать энергию обратно на Землю и приемники на орбите.

Солнце генерирует столько энергии, что разместив электростанцию ??в космосе, можно было бы закрыть все энергетические потребности человечества. Однажды созвездие космических кораблей сможет превращать солнечный свет в энергию, превращать ее в микроволны и передавать туда, куда нужно.

В 2022 году ESA провело исследование космической мощи и пришло к выводу, что хотя эта концепция может работать, размер и сложность – не в последнюю очередь из-за потребности в технологии, еще не существующей – сделали проект непомерно дорогим.

Другие эксперименты на борту включали Deployable on-Orbit ultralight Composite Experiment (DOLCE), структуру размером 1,8 x 1,8 метра, предназначенную для демонстрации архитектуры и упаковки технологии, которая могла бы составить группировку орбитальных электростанций километрового масштаба, и ALBA, коллекция из 32 разных типов фотоэлектрических элементов для исследования того, что лучше работает в космосе.

DOLCE ушел не совсем так, как планировалось. Сначала один из проводов механизма развертывания зацепился, повредив конструкцию. Ученые решили эту проблему, подвергнув систему прямому воздействию солнечного света для нагревания.

Затем остальная часть конструкции заклинила, и ученым пришлось использовать приводы DOLCE, чтобы устранить замятие. Калифорнийский технологический институт сказал: «Уроки, извлеченные из опыта… станут основой для следующего механизма развертывания».

Несмотря на недостатки, эксперимент имел огромный успех.

«Солнечная энергия, излучаемая из космоса по коммерческим ценам и освещающая земной шар, все еще является перспективой будущего. Но эта критически важная миссия продемонстрировала, что это должно быть обозримое будущее», — сказал президент Калифорнийского технологического института Томас Ф. Розенбаум.

Миссия была частично профинансирована филантропом-миллиардером Дональдом Бреном, вдохновленным статьей в журнале Popular Science о потенциале космической солнечной энергии. Компания Northrop Grumman также внесла 12,5 миллионов долларов США в период с 2014 по 2017 годы из-за соглашения о спонсируемых исследованиях.

Брен сказал: «Упорный труд и самоотверженность блестящих ученых из Калифорнийского технологического института осуществили нашу мечту обеспечить мир избыточной, надежной и доступной энергией во благо всего человечества».

По материалам: The Register