Суббота, 20 апреля, 2024

В космосе будут новые правила: впервые за 40 лет ООН разрабатывает крупное обновление

В понедельник группа дипломатов из Соединенного Королевства предложила Организации Объединенных Наций (ООН) создать группу для разработки новых норм международного поведения в космосе с целью предотвращения разного рода недоразумений, которые могут привести к войне. Предложение о создании современных правил поведения на орбите станет первым крупным шагом за более чем 40 лет.

По мере того как космические державы развивают свои военные спутниковые возможности, в том числе способность разрушать или повреждать другие спутники, такое провокационное поведение может привести к эскалации и без того напряженных дипломатических ситуаций и создание большего количества космического мусора на низкой околоземной орбите. Это самый важный космический регион, который уже переполнен брошенными космическими аппаратами.

Предложение начать работу над новыми правилами является первым значительный прогрессом в разработке космических правил за более чем четыре десятилетия. Важнейший элемент космического права – договор о космосе-был согласован молодыми космическими державами в 1967 году.

» В то же время пространство становится все более сложным», — говорит Виктория Самсон, директор вашингтонского офиса Фонда безопасного мира, беспартийного аналитического центра, базирующегося в Брумфилде, штат Колорадо. Сейчас в космосе много игроков, новые виды кибероружия и лазеров могут глушить, ослеплять или обманывать спутники. Также десятки тысяч спутников вращаются в небе.

«Есть понимание, что, если мы не сделаем это правильно, мы разрушим космическую среду, — говорит Дэвид Эдмондсон, который возглавляет усилия Великобритании в качестве главы политики страны в области космической безопасности и передовых угроз. — Если мы не сделаем это правильно, мы рискуем вступить в конфликт, потому что в настоящее время у людей нет правил дорожного движения. Так что это то, что мы хотим создать, но это требует времени».

Новые правила космического дорожного движения

Голосование на днях в первом Комитете ООН, которое сосредоточено на международной безопасности и разоружении, прошло подавляющим большинством голосов. Представители 163 стран проголосовали «да» против восьми «нет» и девяти воздержавшихся представителей. Учитывая широкую поддержку этого предложения, в том числе поддержку со стороны администрации Байдена, Эдмондсон ожидает, что оно пройдет в полном составе на Генеральной Ассамблее ООН в следующем месяце.

Это предложение предусматривает создание новой рабочей группы в ООН, которая будет собираться два раза в год в Женеве в 2022 и 2023 годах. К концу этого времени группа должна достичь консенсуса относительно новых правил и определить области, требующие дальнейшего изучения.

Разработка норм для видов деятельности, которые усиливают напряженность или создают мусор, вероятно, будет главным приоритетом для этой группы, говорит Кассандра Стір, эксперт по космическому праву и космической безопасности в Австралийском национальном университете в Канберре.

У стран свои интересы в космосе

В то время как представители США одобрили предложение Великобритании, представители двух других наиболее влиятельных космических держав, России и Китая, были в числе голосов «против».

Оппозиция этих стран следует с давних дебатов о том, следует ли вместо этого сосредоточить усилия в ООН на обсуждении новых договоров между всеми странами с космическими аппаратами, поскольку договоры имеют больший вес и могут быть четко звучащими.

Например, Китай и Россия настаивают на резолюции, предотвращающей гонку вооружений в космическом пространстве, а также на новом международном договоре о запрете размещения любого оружия в космосе. В настоящее время в космосе запрещено только ядерное оружие.

Но эти идеи не получили поддержки у США и их союзников. На самом деле представители США годами голосовали против таких предложений, утверждая, что в космосе нет оружия и, следовательно, не нужно решать проблему гонки вооружений.

В 1980-х годах президент Рейган отстаивал идею разработки ракет-перехватчиков космического базирования в рамках недолговечной концепции «Звездных войн». В то время как некоторые политики сегодня, такие как сенатор Тед Круз из Техаса, продолжают выступать в их защиту, никто еще не разработал и не запустил такое оружие.

«США и их партнеры сыграли важную роль в блокировании любого прогресса в отношении договоров и обязательных норм», — говорит Стир.

По словам Самсона, существует гораздо больше международного консенсуса по созданию необязательных норм, касающихся поведения в космосе, а не более строгой политики, направленной на конкретные технологии. Она говорит, что «осторожно взволнована» тем, что ООН наконец выходит из тупика в космической дипломатии.

Десятки стран уже опубликовали ответы на предложение ООН, в основном на его поддержку. Неправительственные группы, в том числе фонд «Безопасный мир» Самсона, группы по контролю над вооружениями и даже Международный Комитет Красного Креста, также сделали это. Последний указывает, что применение оружия в космическом пространстве может оказать значительное влияние на гражданское население на Земле. Если, скажем, спутник, от которого люди зависят в плане информации о погоде, связи или навигации, был отключен во время любого международного спора, это может иметь далеко идущие последствия.

Это особая проблема с технологиями двойного назначения, говорит Самсон, имея в виду космические аппараты, которые могут использоваться в военных и гражданских целях.

Например, в то время как некоторые военные средства связи используют специальные военные спутники, 80 процентов также используют различные коммерческие спутники, которые могут рассматриваться как военные цели.

Проблема космического мусора

Опасность космического мусора, который может образоваться в результате орбитального столкновения или нападения, продолжает привлекать внимание. Особенно с учетом количества мусора, образовавшегося в результате испытаний противоспутниковых ракет, таких как испытания, проведенные Китаем в 2007 году и Индией в 2019 году.

Крошечные кусочки не поддаются отслеживанию космических обломков и они могут быть вредными, потому что они движутся с высокой скоростью. Брюс Макклинток, руководитель инициативы «космическое предприятие» в корпорации «Рэнд», исследовательском центре, что финансируется из федерального бюджета и ориентированном на военные цели, расположенном в Санта-Монике, Калифорния, отмечает, что на Земле ветры торнадо могут втиснуть кусочки соломы в телефонные столбы.

«Теперь представьте, что вы находитесь на орбитальной скорости, и у вас есть что-то размером с кусочек краски, движущийся со скоростью тысячи миль в час. Это вещи, которые могут нанести серьезный ущерб спутникам», — говорит он.

Это главная причина, по которой Аарон Болей, ученый-планетолог и соучредитель Института космического пространства в Ванкувере, Британская Колумбия, призывает запретить испытания оружия, способного уничтожать спутники.

Наличие запрета на противоспутниковые испытания, которые генерируют мусор, — это область, в которой, я думаю, может быть достигнуто широкого согласия», — говорит он. Его институт опубликовал открытое письмо, в котором обосновывается необходимость такого запрета, подписанное представителями нескольких стран.

Запрет на испытания, которые генерируют долгоживущее мусора, который остается на орбите в течение многих лет, может иметь более реальные шансы на принятие, утверждает Макклинток.

Чтобы избежать столкновений или атак между спутниками, которые также могли бы привести к образованию мусора, эксперты часто ссылаются на соглашение об инцидентах на море между США и бывшим Советским Союзом. Документ был подписан в 1972 году.

Соглашение предусматривало расширение связи между двумя странами и требовало, чтобы суда, в том числе участвующие в наблюдении, оставались на расстоянии друг от друга, чтобы избежать столкновений.

«Это не изменило численность и структуру Военно-Морских сил, но ввело правила сообщения об учебе», — говорит Джессика Вест, старший научный сотрудник исследовательского института Project Ploughshares, базирующаяся в Ватерлоо, Онтарио.

Предупреждение владельцев спутников и запрос согласия на сближение имели бы большое значение, чтобы они не волновались и не реагировали на то, что вы делаете эскалационным.

Хотя необязательные нормы, разъясняющие допустимое поведение, могут снизить напряженность, этот подход не лишен недостатков. «Если вы сосредотачиваетесь на поведении, но позволите этому распространению оборудования и технологий, в какой-то момент у вас начнется гонка вооружений. Итак, вы делаете гонку вооружений более безопасной или предотвращаете гонку вооружений?»- спрашивает Вест.

По материалам: Wired